Программа Онлайн-курса

1 лекция. Происхождение рассказа. (Д.Орехов).

Чтение:
Амброз Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей»
Джек Лондон «Любовь к Жизни»
О’Генри «Персики»
Лев Толстой «Хозяин и работник»
Всеволод Гаршин «Сказание о гордом Аггее»
Леонид Андреев «Петька на даче»
Леонид Пантелеев «Пакет»

2 лекция. Проблемы стиля и композиции. «Сказки Оскара Уайльда». (А.Аствацатуров).

3 лекция. Идея рассказа. (Д.Орехов).

Чтение:
Эдгар По «Сфинкс»
Моэм «Воздушный змей»
Чехов «Дома»
Замятин «Картинки» (сб. «Сказки»)
А.Н. Толстой «Портрет»
Шукшин «Артист Федор Грай»

4 лекция. Проблема композиции. Возможности жанров. (А.Аствацатуров).

Чтение:
«Счастливый принц»
«Соловей и роза»

5 лекция. Сюжет как изображение рефлекса цели. (Д.Орехов).

Чтение:
Чехов «Смерть чиновника»
Всеволод Гаршин «Красный цветок»
Иван Бунин «Пароход Саратов»
Валентин Распутин «Уроки французского»

6 лекция. Проблема композиции и проблемы жанров. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Оскар Уайльд «Молодой король»

7 лекция. Трехактовая структура сюжета. (Д.Орехов).
Чтение:
Киплинг «Необычайная прогулка Морроуби Джукса»
Франсис Вебер «Игрушка» (фильм)

8 лекция. Три вида классического сюжета. (Д.Орехов).

Чтение:
Эдгар По «Убийство на улице Морг»
Мопассан «Ожерелье»
Стефан Цвейг «Летняя новелла»
Джон Пристли «Дядя Фил и телевизор»
Ивлин Во «Коротенький отпуск мистера Лавдэя»
Роальд Даль «Генезис и катастрофа»

9 лекция. Неоклассический сюжет. (Д.Орехов).

Чтение:
Чехов «Дама с собачкой», «Студент»
Лу Синь «Маленькое происшествие»
Кэтрин Мэнсфилд «Мисс Брилль»
Джеймс Джойс «Встреча»
Шервуд Андерсон «Никто не знает»
Хемингуэй «Убийцы»
Сэллинджер «Хорошо ловится рыбка-бананка»

10 лекция. Антисюжет. (Д.Орехов).

Чтение:
Гоголь «Нос»
Чехов «Марья Ивановна»
Вирджиния Вульф «Пятно на стене»
Кортасар «Непрерывность парков», «Ночью на спине, лицом кверху»
Акутагава «В чаще»
Владимир Шинкарев «Максим и Федор»
Карен Шахназаров «Город Зеро», Дэвид Линч «Шоссе в никуда» (фильмы)

11 лекция. Проблема соединения жанров. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Генри Джеймс «Письма Асперна»

12 лекция. Три грани персонажа. (Д.Орехов).

Чтение:
Пушкин «Египетские ночи»
Бунин «Легкое дыхание»
Василий Шукшин «Сураз»
Шервуд Андерсон «Человек с идеями», «Руки»
Фэн Цзицай «Семь серебряных»

13 лекция. Проблема соединения жанров. (Продолжение). (А.Аствацатуров).

Чтение:
Редьярд Киплинг «Лиспет», «За чертой»
А.П. Чехов «Враги»

14 лекция. Сюжетная динамика. Формула персонажа. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Амброз Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей»

15 лекция. Возможности развязки. «Неожиданные» развязки. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Амброз Бирс «Чикамога»
Дж.Д. Сэлинджер «Человек, который смеется»

16 лекция. Семь черт персонажа. (Д.Орехов).

Чтение:
Даниил Хармс «Победа Мышина»
Шукшин «Критики»
Юрий Казаков «Странник»
Шервуд Андерсон «Чудак»

17 лекция. Встреча с писателем Ильей Бояшовым.

18 лекция. Внутренний конфликт. (Д. Орехов).

Чтение:
Чехов «Не в духе», «О вреде табака»
Леонид Леонов «Возвращение Копылева»
Андрей Платонов «Возвращение»
Шукшин «Микроскоп»
Роман Сенчин «Сегодня как завтра»

19 лекция. Предполагаемые обстоятельства. (Д.Орехов).

Чтение:
Чехов «Супруга»
Михаил Зощенко «Нервные люди»
Андрей Платонов «Неодушевленный враг»
Воле Шойинка «Смерть и конюший короля» (пьеса)

20 лекция. Возможности композиции. Травмированный персонаж. Деталь в произведении. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Шервуд Андерсон «Руки», «Шарики из бумаги», «Книга о гротескных людях»

21 лекция. Конфликт. (Д.Орехов).

Чтение:
Чехов «Предложение» (шутка в одном действии)
Казаков «На полустанке»
Фланнери О’Коннор «Гипсовый негр»
Борхес «Роза Парацельса»
Кортасар «Киндберг»

22 лекция. Особенности композиции. Деталь и панорама. Травмированный персонаж. (А.Аствацатуров)

Чтение:
Дж.Д. Сэлинджер «Хорошо ловится рыбка-бананка»

23 лекция. Особенности композиции Сэлинджера . (А.Аствацатуров).

Чтение:
Дж.Д. Сэлинджер «Лапа Растяпа», «Перед самой войной с эскимосами».

24 лекция. Работа с читателем. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Уильям Фолкнер «Шум и ярость»

25 лекция. Эпизод. (Д.Орехов).

Чтение:
Лермонтов «Песня о купце Калашникове»
Хемингуэй «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера»
Набоков «Подлец»
Шукшин «Мой зять украл машину дров»

26 лекция. Работа с цитатами. Модернистские техники. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Т.С. Элиот «Бесплодная Земля». (Финал первой части)

27 лекция. Кризис. Кульминация. Развязка. (Д.Орехов).

Чтение:
Джон Чивер «Пять сорок восемь»
Мериме «Венера Илльская»
Жоржи Амаду «Чудо в Пираньясе»
Куприн «Поединок»

 

28 лекция. Модернистские техники. (Продолжение). (А.Аствацатуров).

Чтение:
Т.С. Элиот «Бесплодная Земля». (Финал первой части)

29 лекция. Мир рассказа. (Д.Орехов).

Чтение:
Горький «Нищенка»
Юрий Казаков «На охоте»
Джон Чивер «Пловец»
Клайв Льюис «Расторжение брака»

30 лекция. Работа с пространством, диалогами и внутренним монологом. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Джеймс Джойс «Улисс». (Фрагмент)

31 лекция. Диалог. (Д.Орехов).

Чтение:
Достоевский «Крокодил»
Хемингуэй «Что-то кончилось»
Шукшин «Срезал»
Фазиль Искандер «Летним днем»

32 лекция. Техника внутреннего монолога. Ассонанс и аллитерация. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Вирджиния Вульф «На маяк». (Фрагмент)

33 лекция. Диалог. (Продолжение). (Д.Орехов).

Чтение:
О’Генри «Попробовали-убедились»
Тэффи «Катенька»
Аверченко «Крыса на подносе»
Вампилов «Двадцать минут с ангелом»
Набоков «Совершенство»

34 лекция. Символы. (Д.Орехов).

Чтение:
Томас Манн «Тонио Крегер»
Хемингуэй «Белые слоны»
А.Н. Толстой «Клякса»
Сергей Довлатов «Виноград»

35 лекция. Построение метафор. (А.Аствацатуров).

Чтение:
Джон Апдайк «Кентавр». (Отрывок)

36 лекция. Стиль. (Д.Орехов).

Чтение:
Гессе «Душа ребенка»
Бунин «Руся», «Чистый понедельник»
Булгаков «Ханский огонь»
Фазиль Искандер «Начало»

37 лекция. Работа над рассказом. (Д.Орехов).

Чтение:
Иван Бунин «Часовня»
Борис Зайцев «Земная печаль»
Юрий Трифонов «Игры в сумерках»
Юрий Казаков «Во сне ты горько плакал»

38 лекция. Встреча с писателем Михаилом Елизаровым.

Чтение:

Рассказы из сборника «Кубики»: «Белая», «Ясные светлые», «Украденные глаза», «Нерж».

39 лекция. 

Встреча с писателем.

40 лекция.

Встреча с писателем.